Жизнь в Коме

Воспоминания Алефтины. Наша родина находится на юге Красноярского края. Это Новоселовский район, деревня Кома. Она расположена в трех км от реки Енисей, а речка «Комка» (мелководная) протекали среди деревни и впадала в Енисей. Местность- равнина, кругом были поля, а дальше лес. Климатические условия хорошие, теплая зима и жаркое лето. На огородах поспевали арбузы. В настоящее время климат изменился. В послевоенное время началось строительство гидростанций на реке Енисей и все населенные пункты, в том числе и нашу деревню затопили, образовалось водохранилище , которое протянулось от г. Минусинска до Дивногорска. Как помню мне было 5 лет. Наш дом стоял в центре деревни на площади. Неподалеку был магазин, больница, кузница, контора служащих, где когда- то была лавка деда нашего Белошенко. Дом большой, огромная усадьба с надворными постройками. Во дворе был флигель, где жила сестра деда. Она умерла до моего рождения, ее звали Прасковья. Много кладовых , где хранили продукты, так как их не покупали, а сами выращивали скот, сеяли хлеб, овощи. Огород находился у берега речушки. Помню мы -дети помогали поливать грядки вечерами. Бабушка Наталья, девичья фамилия Воробьева, по мужу (деду) Белошенко родилась в Сибири в селе Новоселово, неподалеку от деревни Кома. С дедом жили в деревне Кома, где создали семью. У них было 5еро дочерей. Дед до революции в д. Кома имел свою лавку. Бабушка –домохозяйка. Хозяйство было большое. Жили до революции богато. Имели все свое. Земля, большая усадьба. Огромный по тому времени дом (пятистенник). Много комнат, у нас была отдельная «детская», где мы играли, а зимой были повешены качели в комнате, и мы постоянно качались, так как в холода не выходили на улицу. Всем детям родители дали образование. Дед занимался торговлей, в деревне была у него лавка, рядом с домом. Бабушка домохозяйка, растила детей, воспитывала их, но все же большую часть в воспитании дочерей занимал дед, он был очень строгим, за проступки наказывал. (Как рассказала бабушка) Настю, уже взрослую за аморальный проступок оттаскал за косы уже перед своей смертью (он умер от тифа). Он приучал дочерей к труду. Они помогали бабушке по хозяйству. Бабушка Наталья была очень доброй, отзывчивой к людям. Мы- внуки ее любили. Она никогда не повышала голоса , за наши проказы не наказывала, а только называла нас «варнаки» (это значило воришки). А так как она варила всякие варенья, пекла пироги, вафли и другие лакомства, так мы часто , когда ее не было дома, воровали сладости, но ели не только сами, но и угощали своих друзей. У нас всегда было много детей, они приходили играть к нам во двор. Да кроме того, каждое лето привозили мамины сестры своих детей из Красноярска, Минусинска и др. городов к бабушке погостить. Был отряд вроде пионеров. И этим отрядом руководила сестра Лидия. Она постоянно придумывала что-нибудь интересное для нас. В большинстве случаев проказничала. Но бабушка никогда не жаловалась родителям нашим. Бабушка часто ходила в церковь, соблюдала все религиозные праздники, к ней приходили ее подруги в гости и они, сидя в столовой за ведровым самоваром, пили чай с вареньем, печеньями за большим дубовым столом, вокруг которого были поставлены дубовые скамьи. К праздникам родители варили пиво. Пили только его, но только на праздниках. Часто в дом приходили нищие, бабушка их принимала, кормила и давала « милостыню». Кроме того она лечила деревенских от «надсады» каким-то своим методом. В деревне все ее уважали. После революции деда садили в тюрьму, отобрали лавку, но недолго держали в тюрьме, как-то он освободился и начал работать в кредитном товариществе. Ульяну отправили в город Красноярск на заработки к купцу. На фото 1916 года у гроба жены купца, богатого, так как он имел большой магазин в центре города, видимо магазин одежды и др. товаров. (Фамилию купца не знаю ), жена купца умерла молодой ( от болезни по женской части). У гроба родственники купца, сам купец сидит в ногах у гроба, среди них молодая наша мама ( Ульяна) , она жила у них прислугой, убирала комнаты, помогала работе других прислуг. А так как проводились ярмарки- торговля была организована с лотков в зимнее время перед Новым годом, в холода продавцом была и наша мать. Она с молодых лет застудила руки и ноги, что привело впоследствии к болезни-полиартриту. Вследствие чего руки и ноги у нее свело- не ходила в течение 10 лет. Была прикована к постели. Часто лежала на лечении в больнице, один раз перед войной была на курорте «Грязи» Новосибирской области, подлечилась, встала на ноги, но надо было еще принять лечение 2ой раз, чтобы до конца поддержать, но началась война и курорт отдали под госпитали. Так и не смогли вылечить ее. А красноярский купец скрылся за границу в 1917 году. После чего мать вернулась в деревню Кому в семью, к отцу. В то время семья деда Белошенко Михаила состояла из 5рых детей, деда и бабушки. Все 5еро-девочки: Антонина, Александра, Настасья , Ольга, Ульяна- младшая. 4-еро из них уехали из деревни Кома ( все имели образование по тому времени) и жили своими семьями. А младшая Ульяна осталась в семье и в 1919 году вышла замуж за Апанасовича В.И., который будучи солдатом царской армии, которая в то время уже разлагалась, солдаты покидали ее, в том числе и наш отец, часть солдат двигавшихся на Дальний Восток, находилась на некоторое время в деревне Кома. Апанасович В. родился в Белоруссии Могилевской губернии, деревня Вильно. Это недалеко от Латвии. Семья состояла из двух братьев и сестры. Молодым человеком Владимир уехал в г. Ригу, работал на часовом заводе. Оттуда его мобилизовали в армию. Семья Апанасовичей жила в Белоруссии бедно так. Работали в сельском хозяйстве. Отец и мать умерли от холеры, почти вся деревня вымерла. Старший брат Иван Иванович в гражданскую войну уехал в Сибирь, с ним сестра Пелагея Ивановна. Я их помню, как они небольшое время жили у нас в Коме, а затем брат Иван устроился в деревню ( не знаю как называется) поблизости от Комы пчеловодом. А сестра его в соседней деревне жила в няньках в одной из семей. Здесь и познакомились наши родители. Венчались в церкви. Семья Апанасовича состояла к 1930 году уже из 5 детей- Маруся, Лида, Аля, Женя, Гутя .Дед умер в 20-ых годах от тифа. Хозяйство его перешло нашему отцу. В хозяйстве было много скота, пашня, сенокос. Жили своим трудом (частично), ну а в страду нанимали батраков. В советское время отец и мать работали в магазине до раскулачивания. А в 30-е годы началось это все и отца начали таскать на допросы, считая , что все это его. А это было наследство деда. Помню как были какие-то уполномоченные, которые описывали все имущество наше, а затем забрали все. Отец отказался от всего этого. Заставили собраться и освободить дом со всем его имуществом. Так жили до того времени, пока не началось раскулачивание. Отец попал под это. Это 30-е годы. Отец отказался от всего и в течение 24 часов собрал всех нас, в чем были, в том и уехали в г. Красноярск, где жила сестра мамы –Александра, которая работала в то время на мелькомбинате бухгалтером. Так мы покинули свою родину. Уехали вместе с бабушкой Натальей, она была жива, в Красноярск, к сестре мамы Александре. В Красноярске отец устроился счетоводом при электростанции в контору. Садили большое количество картофеля. Это спасало от голода. Мы не голодовали, правда промтоваров в продаже не было, а продукты отпускали по карточкам, иногда и промтовары. Дом наш заняли под детский сад. Бабушка прожила долгую жизнь, умерла в военные годы в г. Красноярске. Когда мы выехали в Красноярск, бабушка уже не жила с нами, ее взяла сестра мамы Александра, которая жила в Красноярске. Тетка Александра жила в то время с дочерью, ровесницей моей, а муж тетки еще в молодые годы был гулящий ( его зарезала его любовница) , так тетка больше не выходила замуж и жила с дочерью. Бабушка похоронена на старом кладбище г. Красноярска. Фото у меня нет ни с деда, ни с бабушки, ни с теток, их детей. Маруся поступила в педтехникум, Лидия в торговый техникум, а я пошла в 1 класс. Трудно было отцу одному содержать семью. Поэтому мы прожили в Красноярске 2 года. Он завербовался в Удерейский район Красноярского края , городок золотоискателей-Пит-городок.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить