Осиновка

Для кого родной дом-дом, а для кого-поселок на севере Томской области-родной дом на некоторое время. Почему этот материал помещен в этот раздел, а не в "родной дом", станет понятно из дальнейшего.Вот таким родным домом стал в 1939 году поселок Осиновка для одного моего знакомого из Польши.В 2013 году я услышал от него рассказ про этот поселок и решил навести справки. В сборнике- Земля чаинская : сборник научно-популярных очерков к 100-летию с. Подгорного / под ред. Я. А. Яковлева ; Адм. Чаинск. района; Том. обл. краев. музей. — Томск : Издательство Томского университета, 2001. — 525, [1] с. : ил. ; 20 см. - Имен. указ. : с. 523-524 я нашел некоторый материал, касающийся это поселка, который я собрал ниже. Из воспоминаний бюндюрцев тех из спецпереселенцев, кто не соглашался вступить в колхоз ссылали еще дальше в тайгу-там начали формироваться деревни Осиновка и Петровка. Поселок Осиновка в Чаинском районе существовал где-то с 30-х годов прошлого века. По крайней мере в книге 2001 года о Чаинском районе он числится , начиная с 1929 года.В 1932 году там был образован колхоз "Красный трудовик". Что он из себя представлял- не известно, но находился километрах в 10 от Бундюра. 28 июля 1950 года решением райисполкома произошло объединение в укрупненный колхоз им Хрущева (Бундюрский сельсовет) бывших колхозов : «Советский путь» (д. Озерное),»18 партсъезда»(д. Сентяковка), «герб советов»(д.Верхпоповка),»Заря» (д. Веселое),»Красный Трудовик»(д.Осиновка),»Совет»(п.Паромный),»Третья пятилетка»(п.Свободный),»Победа социализма»(с.Бундюр),им Чкалова(д.Ярки).Возникли эти колхозы ,видимо, в результате массовой форсированной коллективизации сельского хозяйства в конце 1920- начале 1930-х годов путем применения репрессий к крестьянам. Для управления высланными на преимущественно необжитые территории Сибири карательными органами была создана целая система подразделений, включенная в ГУЛАГ. В структуре ГУЛАГа был создан отдел спецпоселений. Управление поселениями включало в себя несколько звеньев. Низшим звеном считался поселок, которым управлял поселковый комендант; спецпоселки в рамках того или иного района управлялись участковой (затем районной) комендатурой. Для Сибири спецпосления , объединенные в комендатуры, были обычным, почти обыденным явлением.Численно "спецконтингент" вдвое превосходил местное коренное население.На принудительном применении труда спецпоселенцев развивалась лесная промышленность, рыбные промыслы. Что касается условий труда и его оплаты, то формально ссыльные различных категорий имели равные права с вольнонаемными работниками. Однако в реальной жизни "хозяйственное использование" спецпереселенцев, лишенных права передвижения и свободного выбора местожительства, приобретало характер откровенной эксплуатации. По-видимому, население поселка занималось заготовками леса и шишки. На теперешней карте района поселок не значится. Последние сведения об этом поселке касаются 1961 года, в котором в этом поселке была закрыта школа. Население поселка составляли староверы и спецпереселенцы. Из данных переписи населения можно построить график изменения численности жителей поселка.

Сведения о размещении спецпереселенцев на декабрь 1931 года.

3-я поселковая комендатура, п. Заречный, п. Осиновка- семей -252,кол-во человек-1185.

Дислокация трудпоселков отдела трудовых поселений Управления НКВД на январь 1938 года

Бундюрская поселковая комендатура, п. Осиновка кол-во семей 35,взрослых 144, мужчин 48, женщин 39, детей до 16 лет-57.

Сведения о количестве на июль 1940

Осиновка,всего 180,м-81,ж-99, все колхозники.

Справка отдела труда и спецпоселений ГУЛАГа НКВД о дислокации трудпоселков на 1 июля 1941 года

п. Осиновка-кол-во семей 49, кол-во человек -194. В 1956 году в Осиновке проживало 29 семей общее количество человек 107.

Таким образом ,резюмируя 1931 год- 252 семьи,1185 чел 1938 год-35 семей,144 чел 1940 год-?семей,180 чел 1941 год-49 семей,194 чел 1956 год-29 семей,107 чел

В 1950 году колхоз был укрупнен и вошел в состав Бундюрского совхоза. Евгений Анкутович со своей матерью Казимирой попал в деревню Осиновка в 1939 году, точная дата неизвестна и видимо в перепись 1940 года попали. Приютили их там староверы Дурновцевы, только благодаря им удалось выжить.Как долго они там жили- не известно, но в 1942 году они уже переехали в другое место, поселок Таскино. По его воспоминаниям они работали на лесоповале. В 1939 году ему было 14 лет. Больше ничего об этом поселке не известно.Сейчас, говорят в Бюндюре, что поселка этого давно уже нет и бундюрцы ездят туда за сеном, дровами и шишками по осени, от поселка остались лишь одни бугорки. Но это по слухам, а что там осталось на самом деле, нужно еще посмотреть. Не может же бесследно исчезнуть поселок, в котором проживало 250 семей и числом жителей около 1200 человек, хотя прошло с того времени уже много лет.На днях сходил еще раз в музей НКВД с целью узнать у них, есть ли у них карта Бундюра года так 1940. Нашли какую-то в интернете, но очень плохую.Хотелось бы соотнести старую карту и новую и найти на последней место расположения Осиновки.Заодно купил у них книгу " Поляки в Томском крае 1920-1940 гг.". Почитал ее и узнал много-чего интересного о том, как поляки попали в 1939 году в это место. Высланные в Сибирь бывшие польские граждане согласно документам НКВД делились на следующие категории:1)спецпереселенцы-осандики,2)члены семей репрессированных,3)спецпереселенцев-беженцев,4)ссыльнопереселенцев. Осадники-бывшие военнослужащие польской армии. После польско-советской войны 1920 года они получили земли в Западной Украине и Западной Белорусии. После того как в 1939 г. эти земли вошли в состав СССР, осадники были объявлены "врагами народа" и подвергнуты насильственному переселению. Везли их из Новосибирска сначала пароходом по Оби, затем пересадили на баржи и повезли по Чае вверх против течения их тянул пароход. Затем пересадили в меньшие баржи, которые тянул уже маленький буксир.Так они добрались до Бакчара.Ну а с Бакчара развозили уже по мелким речкам. Они не были заключенными и с собой привезли много вещей, которыми потом расплачивались за квартиру и меняли на продукты. В общем их судьба в точности совпадает с тем, что мне рассказал Анкутович, правда в эту книгу его фамилия не попала и сосланы они были не в начале 1940 года, а в 1939-м. После этого опять в интернет залез и нашел-таки современную карту Бундюра с его окрестностями. Вот она. Сравнивая карты, можно было предположить, что место на Большом Пензере, где указана пасека, является либо бывшим п. Свободным, либо Осиновкой. Ответ на этот вопрос можно получить только в Бюндюре у старожилов. Благодаря помощи Картавченко Татьяне- координатора сайта Высокоярской школы http://pravnukipobedi.tom.ru/index.htm я заменил карту спецпоселков на более наглядную и тут меня ждал сюрприз, на этой карте Осиновка находится похоже на Малом Пензере и вообще расположение рек не совпадает между картами.

Святой источник в каторжном лагере

Казалось бы какое отношение имеет источник воды к системе секретных служб?Как- то случайно я попал в Искитим и услышал там рассказ о святом источнике, который находится неподалеку от него.Людская молва говорила о том, что в районе Искитима в советские времена находился каторжный лагерь, в котором заключенные добывали гранит и мрамор, а также производили известь. Существует устное предание, что на этом месте в годы лихолетья расстреляли группу священников или даже закопали живьем. Благодаря им молитвам неподалеку от карьера пробился источник с чистой водой.Я решил съездить на это место и своими глазами посмотреть, что это.Фотографии этого посещения представлены ниже в галерее.

Донос

Я уже писал, что особый отдел стоял на охране интересов государства и разного рода работы в частях.Первой задачей отдела был сбор сведений о неблагонадежных поступках подчиненных.Основывался он на доносах. Поскольку большая часть этих доносов была уничтожена после войны, а оставшаяся часть никому, кроме посвященных лиц, не показывается, то судить о том, насколько грандиозно этот процесс охватил войска достаточно сложно.Однако работники архива имеют доступ к этим оставшимся документам и иногда намекают, что правда еще имеет и обратную сторону. Несколько случайных сообщений такого рода попались мне в тех документах, что я просматривал и я отдаю их на суд читателей без комментариев. Первое наиболее обширное сообщение относится к деятельности начальника бронепоезда. Я уже писал, что на защиту Ленинграда были брошены и бронепоезда. И когда бригада под командованием Барышникова в ноябре 1941 года ( смотри сообщения бригады)была высажена в район реки Сясь вблизи железной дороги, ему в подчинение были приданы два бронепоезда. Поэтому и отчет о его работе попал в это дело.То, что здесь помещено в галерее похоже на донос на донос, т.е. пишется как попытка защитить себя очернением другого. Донос написан отличным каллиграфическим почерком, сразу видно, что пишет интеллигент. Только интеллигент может написать такой культурный донос с упоминанием женщин, вина и трусости.Суровая рука НКВД настигла этого другого.

Донос

ДоносДоносДоносДоносДонос

Листая старую тетрадь расстрелянного генерала

Диссиденты

Подготавливая этот материал к публикации, мне в голову пришла строчка из песни, которую я вынес в заголовок этой статьи. У меня до недавнего времени из старшего поколения из прямых родственников оставалась только одна тетушка- Римма Яковлевна Бушко-Жук-младшая сестра моего отца. 5 декабря 2013 года она покинула этот мир. В молодости она написала три прелестных рассказа, которые постеснялась опубликовать. Я решил исправить этот недостаток и опубликовал в местном агенстве Будурчи ее рассказы в 10 экземплярах, которые отослал ей, чтобы она подарила их своим друзьям. А чтобы их прочитал весь интернет, публикую здесь еще раз в память о ней. Они автобиографичны, я лишь позволил себе дописать к ним небольшое вступление, которое она отказалась включать в опубликованное из скромности. Здесь оно дается в полном объеме, так как теперь уже стесняться нечего.

Следственная тюрьма НКВД

Действия секретных служб всегда покрыты тайной, их архивы недоступны, их материалы уничтожены.Остаются только следы их деятельности-искалеченные судьбы людей.Те, кому посчастливилось выжить,пытаются сохранить память об этом и ставят памятники и создают музеи.Один такой музей есть и в нашем городе.Аналогичные памятники есть и в других городах и странах.В галерее я привожу фотографии некоторых из них.В галерее помещены фотографии из следующих городов-Томск,Старгард Щецинский,Павлодар,Грайфсвальд-четыре города-четыре страны.Памятники разные по масштабам-там, где государство признало свою вину, они повнушительнее, а там, где не признало, там поскромнее на средства самих жертв.Интересен памятник в Грайфсвальде-он выполнен в виде штыка и посвящен тем, кто сидел в немецких лагерях после войны.Н памятнике написано-В память о жертвах лагеря интернированных в Грайфсвальде в 1945-1950 годах.

Символы эпохи

Символы эпохиСимволы эпохиСимволы эпохиСимволы эпохиСимволы эпохиСимволы эпохиСимволы эпохиСимволы эпохиСимволы эпохиСимволы эпохиСимволы эпохиСимволы эпохиСимволы эпохи
Масштабы репрессий в России поражают своими обильными человеческими жертвами.28 мая я с внуком впервые сходил в следственный музей НКВД г. Томска и был удивлен количеством и самих лагерей и числом репрессированных в Томске. Для меня было открытием, что в Томске располагался 4-х тысячный женский лагерь ЧСИР, через который прошли жены самого верхнего эшелона власти. Борьба с инакомыслящими началась почти сразу с приходом власти большевиков.Брат моего деда попал под ее жернова еще в 1919 году, но то было только цветочки.Читая материалы, выложенные на сайте nkvd.tomsk.ru, я с удивлением обнаружил, что деревня Осиновка, в которую был сослан из Львова поляк, состояла вовсе не из четырех домов, как мне казалось.Согласно переписи на декабрь 1931 года в деревне проживало 252 семьи общим количеством душ 1185 человек. И все они относились к 3-ей поселковой комендатуре, расположенной в поселке Заречном. Вот карта комендатур Чаинского района на то время, с указанием количества спецпереселенцев, на ней видна и Осиновка, которая находится километрах в 8 от Бундюра.