Не пишите в комментарии и отзывы всякую рекламу, она не появится,так как они модерируются.

Добавлен материал про музей в селе Сухая Байкал в раздел Родной дом 15.4.18

Атака на лагерь НКВД в Рембертове

Вот то, что гласит надпись на памятнике: "В этом месте на территории бывшего завода "Ракета" находились лагеря с сентября 1941 до начала 1944 - нацистский трудовой лагерь советских военнопленных - коммандос шталаг 333 - с июля 1944 по сентябрь 1944 - нацистский трудовой лагерь для пленных польских - с сентября 1944 до июля 1945 советский специальный лагерь НКВД № 10. Воинам партизанского отряда Армии Крайовой Лагеря "Чайка - Камень" Минск-Мазовецки, который под командованием подпоручика Эдварда Васильевского "Бури" в ночь с 20 на 21 мая 1945 года разбили специальный лагерь НКВД № 10 в м. Рембертув. Из лагеря освободили более 500 заключенных .Это действие прекратила ссылку заключенных на восток. Узникам лагеря НКВД № 10 в м. Рембертув, убитым солдатам и деятелям Польской армии Крайовой, чьи останки покоятся на территории бывшего завода боеприпасов "Снаряд" и в районах советской империи.

Наши чекисты

В первом альбоме бригады про смерш практически ничего не было сказано,видимо нельзя было во время войны о них писать. Фотографии их конечно есть в первом альбоме, но ни должности , ни фамилии не указывалось. А вот во втором альбоме, который делался уже после войны, им была уделена целая отдельная страница, да и на других листах они иногда появлялись.Можно составить себе представление, сколько было этих людей в бригаде и какие они были. Тут и командиры отдела-их за войну сменилось несколько и замы,оперуполномоченные и рядовые смершевцы. Чем они конкретно занимались в бригаде-мы наверное никогда и не узнаем, но отдельные эпизоды их деятельности отражены в этом разделе.

Чекисты

ЧекистыЧекистыЧекистыЧекистыЧекистыЧекистыЧекисты

Гулаг в Казахстане

Сейчас стало модным вспоминать Гулаг, времена сталинских репрессий и все уже так искажено, что и не поймешь, где правда, а где вымысел. Подлинники документов уничтожены, лагеря разрушены, свидетели умерли. Настало время легенд. Каждый музей завел в своей выставке уголок, который отражает это время. Нашел такой уголок и я , побывав второй раз в Казахстане, в краеведческом музее г. Павлодара. В марте этого года его еще не было. Немногие фотографии помещаю в этой галерее. Интересно отметить, что в лагерь отправили и командира крейсера «Аврора».Знать и на знаменитом крейсере засели шпионы и изменники Родины.

Репрессии в Казахстане

Репрессии в КазахстанеРепрессии в КазахстанеРепрессии в КазахстанеРепрессии в КазахстанеРепрессии в КазахстанеРепрессии в КазахстанеРепрессии в КазахстанеРепрессии в КазахстанеРепрессии в КазахстанеРепрессии в Казахстане

Осиновка

Для кого родной дом-дом, а для кого-поселок на севере Томской области-родной дом на некоторое время. Почему этот материал помещен в этот раздел, а не в "родной дом", станет понятно из дальнейшего.Вот таким родным домом стал в 1939 году поселок Осиновка для одного моего знакомого из Польши.В 2013 году я услышал от него рассказ про этот поселок и решил навести справки. В сборнике- Земля чаинская : сборник научно-популярных очерков к 100-летию с. Подгорного / под ред. Я. А. Яковлева ; Адм. Чаинск. района; Том. обл. краев. музей. — Томск : Издательство Томского университета, 2001. — 525, [1] с. : ил. ; 20 см. - Имен. указ. : с. 523-524 я нашел некоторый материал, касающийся это поселка, который я собрал ниже. Из воспоминаний бюндюрцев тех из спецпереселенцев, кто не соглашался вступить в колхоз ссылали еще дальше в тайгу-там начали формироваться деревни Осиновка и Петровка. Поселок Осиновка в Чаинском районе существовал где-то с 30-х годов прошлого века. По крайней мере в книге 2001 года о Чаинском районе он числится , начиная с 1929 года.В 1932 году там был образован колхоз "Красный трудовик". Что он из себя представлял- не известно, но находился километрах в 10 от Бундюра. 28 июля 1950 года решением райисполкома произошло объединение в укрупненный колхоз им Хрущева (Бундюрский сельсовет) бывших колхозов : «Советский путь» (д. Озерное),»18 партсъезда»(д. Сентяковка), «герб советов»(д.Верхпоповка),»Заря» (д. Веселое),»Красный Трудовик»(д.Осиновка),»Совет»(п.Паромный),»Третья пятилетка»(п.Свободный),»Победа социализма»(с.Бундюр),им Чкалова(д.Ярки).Возникли эти колхозы ,видимо, в результате массовой форсированной коллективизации сельского хозяйства в конце 1920- начале 1930-х годов путем применения репрессий к крестьянам. Для управления высланными на преимущественно необжитые территории Сибири карательными органами была создана целая система подразделений, включенная в ГУЛАГ. В структуре ГУЛАГа был создан отдел спецпоселений. Управление поселениями включало в себя несколько звеньев. Низшим звеном считался поселок, которым управлял поселковый комендант; спецпоселки в рамках того или иного района управлялись участковой (затем районной) комендатурой. Для Сибири спецпосления , объединенные в комендатуры, были обычным, почти обыденным явлением.Численно "спецконтингент" вдвое превосходил местное коренное население.На принудительном применении труда спецпоселенцев развивалась лесная промышленность, рыбные промыслы. Что касается условий труда и его оплаты, то формально ссыльные различных категорий имели равные права с вольнонаемными работниками. Однако в реальной жизни "хозяйственное использование" спецпереселенцев, лишенных права передвижения и свободного выбора местожительства, приобретало характер откровенной эксплуатации. По-видимому, население поселка занималось заготовками леса и шишки. На теперешней карте района поселок не значится. Последние сведения об этом поселке касаются 1961 года, в котором в этом поселке была закрыта школа. Население поселка составляли староверы и спецпереселенцы. Из данных переписи населения можно построить график изменения численности жителей поселка.

Сведения о размещении спецпереселенцев на декабрь 1931 года.

3-я поселковая комендатура, п. Заречный, п. Осиновка- семей -252,кол-во человек-1185.

Дислокация трудпоселков отдела трудовых поселений Управления НКВД на январь 1938 года

Бундюрская поселковая комендатура, п. Осиновка кол-во семей 35,взрослых 144, мужчин 48, женщин 39, детей до 16 лет-57.

Сведения о количестве на июль 1940

Осиновка,всего 180,м-81,ж-99, все колхозники.

Справка отдела труда и спецпоселений ГУЛАГа НКВД о дислокации трудпоселков на 1 июля 1941 года

п. Осиновка-кол-во семей 49, кол-во человек -194. В 1956 году в Осиновке проживало 29 семей общее количество человек 107.

Таким образом ,резюмируя 1931 год- 252 семьи,1185 чел 1938 год-35 семей,144 чел 1940 год-?семей,180 чел 1941 год-49 семей,194 чел 1956 год-29 семей,107 чел

В 1950 году колхоз был укрупнен и вошел в состав Бундюрского совхоза. Евгений Анкутович со своей матерью Казимирой попал в деревню Осиновка в 1939 году, точная дата неизвестна и видимо в перепись 1940 года попали. Приютили их там староверы Дурновцевы, только благодаря им удалось выжить.Как долго они там жили- не известно, но в 1942 году они уже переехали в другое место, поселок Таскино. По его воспоминаниям они работали на лесоповале. В 1939 году ему было 14 лет. Больше ничего об этом поселке не известно.Сейчас, говорят в Бюндюре, что поселка этого давно уже нет и бундюрцы ездят туда за сеном, дровами и шишками по осени, от поселка остались лишь одни бугорки. Но это по слухам, а что там осталось на самом деле, нужно еще посмотреть. Не может же бесследно исчезнуть поселок, в котором проживало 250 семей и числом жителей около 1200 человек, хотя прошло с того времени уже много лет.На днях сходил еще раз в музей НКВД с целью узнать у них, есть ли у них карта Бундюра года так 1940. Нашли какую-то в интернете, но очень плохую.Хотелось бы соотнести старую карту и новую и найти на последней место расположения Осиновки.Заодно купил у них книгу " Поляки в Томском крае 1920-1940 гг.". Почитал ее и узнал много-чего интересного о том, как поляки попали в 1939 году в это место. Высланные в Сибирь бывшие польские граждане согласно документам НКВД делились на следующие категории:1)спецпереселенцы-осандики,2)члены семей репрессированных,3)спецпереселенцев-беженцев,4)ссыльнопереселенцев. Осадники-бывшие военнослужащие польской армии. После польско-советской войны 1920 года они получили земли в Западной Украине и Западной Белорусии. После того как в 1939 г. эти земли вошли в состав СССР, осадники были объявлены "врагами народа" и подвергнуты насильственному переселению. Везли их из Новосибирска сначала пароходом по Оби, затем пересадили на баржи и повезли по Чае вверх против течения их тянул пароход. Затем пересадили в меньшие баржи, которые тянул уже маленький буксир.Так они добрались до Бакчара.Ну а с Бакчара развозили уже по мелким речкам. Они не были заключенными и с собой привезли много вещей, которыми потом расплачивались за квартиру и меняли на продукты. В общем их судьба в точности совпадает с тем, что мне рассказал Анкутович, правда в эту книгу его фамилия не попала и сосланы они были не в начале 1940 года, а в 1939-м. После этого опять в интернет залез и нашел-таки современную карту Бундюра с его окрестностями. Вот она. Сравнивая карты, можно было предположить, что место на Большом Пензере, где указана пасека, является либо бывшим п. Свободным, либо Осиновкой. Ответ на этот вопрос можно получить только в Бюндюре у старожилов. Благодаря помощи Картавченко Татьяне- координатора сайта Высокоярской школы http://pravnukipobedi.tom.ru/index.htm я заменил карту спецпоселков на более наглядную и тут меня ждал сюрприз, на этой карте Осиновка находится похоже на Малом Пензере и вообще расположение рек не совпадает между картами.

Святой источник в каторжном лагере

Казалось бы какое отношение имеет источник воды к системе секретных служб?Как- то случайно я попал в Искитим и услышал там рассказ о святом источнике, который находится неподалеку от него.Людская молва говорила о том, что в районе Искитима в советские времена находился каторжный лагерь, в котором заключенные добывали гранит и мрамор, а также производили известь. Существует устное предание, что на этом месте в годы лихолетья расстреляли группу священников или даже закопали живьем. Благодаря им молитвам неподалеку от карьера пробился источник с чистой водой.Я решил съездить на это место и своими глазами посмотреть, что это.Фотографии этого посещения представлены ниже в галерее.